Почему Викка не является кельтским Язычеством?

 Существует много людей, которые считают, что Викка и связанные с ней формы Неоязычества - это вид кельтского Язычества (и наоборот), но это совсем не так. Предназначение данной статьи заключается в сравнении Викки и кельтского Язычества, чтобы подтвердить этот факт и рассказать публике о Кельтском Язычестве. В то время как Викка, конечно, содержит элементы кельтской мифологии, народной магии и религиозной веры, ее основные принципы и верования радикально отличаются от верований Кельтских Язычников. Я просто намереваюсь показать, что эти две религии действительно весьма отличаются; эта статья не планировалась, как выпад в сторону Викки или Виккан. В конце статьи указан список источников, которые я использовала и я надеюсь, что в любом случае, согласны Вы с моими мыслями или нет, Вы по крайней мере определитесь со своим мнением, прочитав некоторые из перечисленных книг. Я надеюсь, что эта статья вдохновит читателя на активный поиск знания и духовное развитие.

Существует много современных людей, которые находят удовлетворение в существующих современных версиях древней религии Кельтов. Но что такое кельтская религия? Когда мы вспоминаем о кельтских народах и их религии, мы говорим о вещах, существовавших в гэльской, галльской, британской и других кельтских религиях во времена кельтского Золотого Века. Этот период растянулся от 400 г. до н.э. до приблизительно 1300 г. н.э. Хотя этот временной промежуток и включает начало периода Кельтского Христианства (которое фактически является автономной религией), здесь мы обсудим лишь теологию Кельтского Язычества. Языческие корни кельтской духовности существуют дольше чем Христианство. К сожалению, большая часть из того, что было известно о классической кельтской языческой религии было либо потеряно, либо слилось с Кельтским Христианством, и большая часть привлекаемых фактов происходит из христианских или других некельтских текстов, или же из сокровищницы знаний, сокрытой в кельтской Мифологии. Эти источники преследуют свои собственные, вполне определенные цели при описании культурных и духовных практик древних Кельтов, и те кто следует Кельтскому Пути должны посвятить себя тщательному изучению того, что мы уже знаем и непрерывному исследованию источников.

Даже учитывая проблемы, стоящие перед современными кельтскими исследователями, у нас все же есть достаточно информации для того, чтобы продолжать следовать Современному Кельтскому Язычеству. Действительно, практически нет никакой потребности привлекать внешние материалы, найденные за пределами кельтского мира, в поиске руководства того, как именно должны строиться наши религиозные практики, из-за большого количества мифологического материала, оставленного нам кельтскими народами. Большинство из них происходит от кельтов Ирландии, Шотландии и Уэльса. Также много материала может быть извлечено из культуры современных потомков кельтов, то есть так называемых "Шести Кельтских Наций". В мире прошлом и сегодняшнем Кельтское Язычество всегда было очень разнообразно и поэтому иногда трудно сказать, что здесь является истинным, а что нет. Но через исследование и экспертизу этих двух путей, Кельтского Язычества и Викки, мы сможем увидеть, что даже это разнообразие все же не позволяет Двум рассматриваться в качестве Одного, поскольку они существенно отличаются.

Существовало ли когда-нибудь более одной формы кельтского Язычества? Да, несомненно. Это утверждение основано на чрезвычайном разнообразии между племенами кельтов. Другая причина для отмеченных различий в региональной кельтской религии, это, разумеется, влияние других народов, проявившееся через торговлю и завоевания. Естественно, многие обычаи и религиозные практики соседствующих или нападающих народов были включены в верования местных кельтских племен и с течением времени перешли к другим кельтским нациям. Некоторые исследователи полагают, что кельтская культура и язык распространялись даже быстрее, чем сами кельтские народы, это лишний раз подтверждает тот факт, что кельтский Дух выходит за пределы генетических связей народа.

Кельтские племена, как племенное общество, по своему устройству очень отличались от нашего современного образа жизни. Их способы самовыражения (которые мы можем увидеть в их языке, искусстве и музыке) требуют другого, непривычного нам взгляда на вещи, необходимого чтобы понять этот мир не с христианской или греко-римской точки зрения, которые на сегодняшний день получили наиболее широкое распространение. Путь, по которому они пришли к своей духовности и религии был уникальным и он не может быть легко разделен на категории и понят в контекстах большинства прочих форм духовности и религии. Почему это так? Потому что кельтская религия была особым мировоззрением особого народа, точно так же как многие другие Мировые религии.

Несмотря на это, многие (особенно в Неоязыческом сообществе) не признают Кельтское Язычество отдельным и живым течением Неоязычества, которое отличается от других неоязыческих религий. И в результате недавно возрожденной популярности всего кельтского кажется, что все и каждый готовы назвать себя кельтами, особенно это относится к Неоязычникам. Самое распространенное ошибочное верование состоит в том, что Викка является формой Кельтского Язычества и что Кельтское Язычество это, по сути, просто еще одна традиция внутри Викки. Рассмотрев эти две религии легко заметить неправильность этого утверждения.

Давайте для начала сравним основной моральный/этический кодекс каждой религии. Виккане используют как этическую основу "Викканское" или "Ведьмовское Кредо" ( " Wiccan Rede ") . Вся этика Викки строится на следующих принципах: "не наноси никому вреда", "совершенная любовь и совершенная вера" и "Тройной Закон". Хотя эти принципы вовсе не плохи, они в целом не воплощаются в реальной практике в контексте Кельтского Язычества и игнорируют основные принципы Природы. Первое правило (не вреди никому) должно быть нарушено только ради выживания (съесть или быть съеденным). Это правило отдано в свободную интерпретацию каждому отдельному практику вместо того, чтобы быть объединяющим этическим стандартом, которым оно по сути должно являться. И "совершенная любовь и совершенная вера" являются хорошей идеей, но недостижимой в реальной жизни, и таким образом этот принцип становится ничего не значащим обещанием вместо вдохновляющей личной правды и ответственности. "Тройной Закон" является викканским верованием, которое предполагает веру в своего рода Судьбу, которая не является основной частью кельтской религии. Современные Кельтские Язычники следуют моральному/этическому кодексу, основанному на принципах современного общества и тех, которые могут быть найдены в древних юридических текстах и прочих записях. Они включают в себя:

  • · Уважение к Природе и всем живым существам
  • · Честь (определенную сообществом)
  • · Правду
  • · Служение Сообществу
  • · Верность друзьям, семье и местному Сообществу
  • · Гостеприимство
  • · Справедливость
  • · Храбрость

Уважение к другим живым существам - это ключевой элемент современного Кельтского Язычества и не нуждается в объяснении. Честь означает такое поведение внутри и вне вашего сообщества, которое определяет отношение к Вам других людей. Прочие элементы ведут Вас вслед за Богами и Героями кельтов, описанными в кельтской Мифологии. В отличие от индивидуалистических тенденций Викки, сообщество скорее всего было самой важной вещью для древних кельтов. Поэтому, как современные Кельтские Язычники, то, как Вы помогаете вашему сообществу и то, как сообщество относится к вам, очень важно для вашего самовосприятия и должно определять ваше поведение.

Помимо этих основных различий моралей и этики Викки и Кельтского Язычества, их космологии, то, как каждая система описывает мир/вселенную, также является совсем разными. Виккане используют греко-римскую теорию "Четырех Элементов" (Земля, Воздух, Огонь, Вода). Кельтские Язычники видят свою Вселенную состоящей из Трех Царств: Земли, Неба и Моря. Есть также три плана существования: Этот Мир, Иной Мир и Подземный мир. В дополнение к этому существуют и другие подсистемы (известные под названием дуилэ), которые тесно переплетены и связаны в один кельтский узор. Как Вы видите из этих примеров, то, как описание Кельтскими Язычниками своей вселенной, является намного более сложной системой чем "Земля, Воздух, Огонь и Вода", и эти "четыре элемента" никогда не смогут охватить кельтскую точку зрения касательно строения мира; поэтому Кельтские Язычники их не используют. Кроме того, в отличие от Виккан, Кельтские Язычники не раскололи свою вселенную и ее составляющие на компоненты, имеющие отношение к греко-римским "элементам", создав соответствия и корреляции, таблицы цветов и правила относительно того, какого именно Бога нужно просить об обретении Любви. Напротив, Священность может проявляться в любой вещи. Так, если греческие элементы это то, что определяет викканскую вселенную, то Три Царства, "дуилэ" и пр. являются для человека путями понимания аспектов вселенной и его места в ней.

Викканский идеал космоса основывается прежде всего на дуальности (двое: Бог и Богиня, Мужское и Женское, Свет и Тьма) и квадральности (четверичность: Четыре Элемента, Четыре Сезона), кельтский космос и большинство аспектов кельтской религии основаны на триединстве природы или на нечетных числах, как моделях баланса. Даже кельтский Пантеон разделен на три части: Боги Верхнего Царства (небо), Боги Среднего Царства (земля) и Боги Нижнего Царства или Подземного мира (связанного с морем).

Другое явное различие между Викканами и Кельтскими Язычниками это то, как они описывают Богов и Божественное. Виккане верят в архитипичных Бога и Богиню, когда все Боги/Богини в мире являются лишь аспектами этих образов: "Все Боги - Один Бог и все Богини - Одна Богиня". Таким образом Виккане не делают большого различия между, скажем, Озирисом и Одином, кроме тех случаев, когда они "используют" определенных божеств в определенных целях, вроде ритуала посвящения или заклинания, направленного к Кернунносу в ипостаси Богу Леса и Животных, чтобы попросить его об удачном сезоне охоты на оленей. Для Виккан (и многих других Неоязычников) все Боги и Богини (точно так же, как и их космос) категорированы определенными функциями, например Бригид является для них "Богиней творческого потенциала", Венера - "Богиней Любви", а Изида - "Богиней Смерти и Возрождения". Боги и Богини многих культур и пантеонов в викканских практиках могут быть перемешаны, это явление известно как "эклектизм".

Кельтские Язычники верят, что каждое божество отличается от другого, обладает своей индивидуальностью и должно почитаться с этой точки зрения. Они не связаны с такими определенными функциями как "любовь", "исцеление" и "творческий потенциал", но некоторые из божеств известны благодаря своим более известным аспектам. Многие из кельтских богов имеют много функций, делая сложной, если не невозможной, их "классификацию", подобную викканской системе. Большинство Кельтских Язычников почитают три типа божеств в своих практиках: личные божества (которые обеспечивают личное вдохновение и руководство), божества племени (при работе в группе) и божества и духи земли, на которой они живут. Предки и духи земли почитаются как отдельные существа и являются неотъемлемой частью Кельтского Язычества, тогда как они могут не включаться в викканские верования и/или практики.

Кельтские Язычники и Виккане также отличаются своим подходом к ритуалу. Виккане "устанавливают круг", чтобы "создать" священное пространство, используя установленные формулы песнопений, атрибутов, символов и "магии". Викканские ритуалы базируются в основном на Западной Церемониальной Магической традиции (определенная часть которой происходит из кельтского знания), где формулы идей и объектов объединяются определенным образом для определенного результата. Это отражает их элементарное представление о вселенной в соответствии с их религией.

Кельтские Язычники говорят, что священные места могут быть найдены, а не созданы. Поэтому большинство Кельтских Язычников проводит свои ритуалы на природе и не нуждается в установлении "круга" для того, чтобы молиться, медитировать или проводить другие религиозные практики. Поскольку Священное сокрыто в каждой вещи, в действительности нет нужды искать "священное" место для проведения ритуала, хотя лучше всего выбрать ту обстановку, которое будет соответствовать вашей духовной деятельности. Кельтские Язычники также знают и уважают тот факт, что некоторые места, которые являются священными, не предназначены для того, чтобы проводить там ритуалы, великие или малые. Места для ритуалов должны быть найдены и подготовлены заранее и каждому духу, живущему в этом месте, должны воздаться почести. Для многих групп Кельтских Язычников поиск и выбор соответствующих ритуальных мест является первостепенной задачей, которую они, как группа, должны исполнить. Кельтский Языческий ритуал будет использовать многие из тех элементов, которые можно найти в викканском ритуале, как то медитация, визуализация, песнопения и танцы, нужные для того, чтобы настроиться друг на друга, и особое время для почитания божеств группы. Ритуал сосредоточен не на определенном материальном результате, а скорее на изменении направленности личных приоритетов и приоритетов сообщества на богов и Природу, чтобы лучше понять их и продолжить жизнь как часть нашей вселенной.

Большинство викканских ритуалов основываются на работе магии и заклинаний. Описание Магии как силы, которая может быть направлена согласно воле мага и практика заклинаний являются неотъемлемой частью викканских верований, но они не являются важной частью Кельтского Язычества, здесь они присутствуют только как вспомогательный элемент. Существуют кельтские Язычники, которые разделяют это верование и добавляют заклинания к своим религиозным практикам, но это вопрос личного выбора. Вера в "магию" и практику заклинаний не является частью Кельтского Язычества в его канонической форме. Большинство Кельтских Язычников не произносит заклятий и они не являются предпосылкой становления Кельтским Язычником.

Викка индивидуалистическая религия, которой легче следовать в одиночку, чем в большой группе. Большинство ритуалов базируется вокруг благосостояния человека или ковена, а не всего общества. Кельты действительно высоко ценили индивидуальность, но очень тесно связывали свою личность и свой долг по отношению к своим семьям и племени. Их индивидуализм мог процветать благодаря безопасности и покою в их сплоченных сообществах, таким образом вопрос выживания всего сообщества был важнее, чем вопрос выживания личности. Сегодня большинству из нас сложно понять это, поскольку многие из нас растут в маленьких семьях в отдельном доме со слабой связью с остальной частью семьи или общества.

Главной основой кельтской культуры был дом. Очаг был краеугольным камнем духовности людей. В кельтских религиях большой акцент делался на святость дома и силы семьи. Термин “семья” для Кельтских Реконструкторов обозначает людей, которые приняли друг друга в контексте данной культуры. Здесь одобряется совместное развитие и выполнение обязательств по отношению к своим "семьям". Эти компоненты могут быть найдены в Викке лишь в небрежном чувстве "ковена" или "круга". Поэтому можно свободно утверждать, что основой викканской культуры является человек.

Викка - это посвятительная тайная религия. Вы должны выполнить определенные требования прежде, чем Вам дадут доступ ко всем ее возможностям. В кельтской религии единственное требование, которое Вы должны выполнить, это связь с кельтской культурой через семью или исследование, и посвящение своей жизни улучшению вашего "племени", плюс очень немногие другие элементы. В Викке (и многих формах современного Друидизма) существуют различные степени и уровни, каждый содержит свою собственную тайну, каждая тайна открывается кем-то, обладающим особой властью. Мы не можем узнать, как функционировало древнее кельтское духовенство, но мы действительно знаем, что любой человек мог приблизиться к общению с Богами. Люди не нуждались в мантии или звании жреца, чтобы получить доступ к великим тайнам жизни. Тайны вселенной могут быть найдены в уроках Богов, устройстве Природы и внутри нас самих. Мы узнаем о себе и нашем месте во вселенной непосредственно через личное исследование. Это исследование подразумевает понимание нашего места в сообществе и того, как мы взаимодействуем с ним.

В кельтской религии жизненные уроки преподаются через мифологические истории, которые являются центральной особенностью устной традиционной культуры. В Викке этому придается небольшое значение. Мифы и циклы историй формируют ядро кельтской магической практики, обучая последователя и описывая существовавшие ритуалы. В Викке нет ясных объяснений того, как вырваться из циклов перерождения. В кельтской религии это объясняется ясно и кратко - чтобы выполнить свой долг следует всегда быть благородным и поддерживать правду, четко осознавая, что именно является правдой и честью.

Викка это относительно недавнее дополнение к религиозным путям человечества. Относительно нее существует много дезинформации. Печально, что очень многие из ее последователей оказывают религии медвежью услугу, говоря о древней непреломленной линии традиции, которой на самом деле не существует. Есть много известных викканских авторов и учителей, которые продолжают утверждать о древности Викки или ее корней. Все же мифологические Друиды (которые, как правило, являются продуктом британского Возрождения 18-ого столетия и содержат в своем образе столько же, если не больше дезинформации, относительно кельтских корней, чем Викка) не имеют никакого отношения к современной Викке. Саксонская Викка еще более или менее имеет отношение к историческим Драо ( Draoi - Друидам). Возможно это единственный миф, согласовывающийся с Виккой. Лоретта Орайон (самопосвященная гарднерианская ведьма) в своей книге "Не Допустить Время Костров" четко заявляет, что не существует твердых доказательств древнего происхождения Викки и что Вика по сути является современным творением.

Существует также этимологическое свидетельство несоответствий, окружающих слово "Викка". Некоторые исследователи утверждают, что оно происходит от саксонского слова, другие - что от уэльского, и третьи верят, что происхождение идет от гэльского термина. И ни один не согласен с другими насчет корня или значения слова. А насчет описания этого слова, как гэльского термина ( Witta ), я могу сказать только то, что буква "W" никогда не было частью гэльского языка за исключением заимствованных слов, таким образом ни Викка, ни Витта не могут имет гэльское происхождение. Изучая ирландский гэльский, я обнаружила, что звук [w] действительно существует в ирландском и шотландском языках в сочетаниях " mh " или " bh ", как [w] в произношении праздника Samhain [ SOW - ihn ]. Но "w" редко встречается в начале гэльских слов и еще более редко перед буквой ' i '. Таким образом нет никаких лингвистических подтверждений того, что слово " wicca " или " witta " могло быть гэльским термином.

Любой может назвать себя ведьмой (или магом, или индейским шаманом и т.д.), нет никаких требований, чтобы заработать эти звания. Многие хотят найти учителя, который откроет им "тайны", которые они не могут понять сами; они слишком глубоко погрязли в романтических образах, вдохновленных этими ярлыками, чтобы действительно проверить преподавателя или материал, который им преподают. Это аспект, за который каждый из нас должен отвечать самостоятельно. Любой хороший учитель направит ученика к определенному виду самостоятельного изучения или, по крайней мере, предоставит ему внешние источники, чтобы подтвердить свои слова. Остерегайтесь обучения у того, кто считает свои собственные записи и высказывания источником абсолютной мудрости. К сожалению, благодаря некоторым издателям (мы не будем упоминать здесь их имена), существует большое количество ненаучных книг, которые могут использовать современные необразованные учителя, чтобы создать образ более уважаемого и хорошо осведомленного человека, чем они являются на самом деле. Эта ситуация может быть легко раскрыта, если студент будет задавать достаточно много вопросов и самостоятельно читать исходный материал, чтобы оценить его правдивость. Помните, что вы не должны забывать о собственных возможностях оценки ситуации только потому, что обучаетесь у кого-то.

Сегодня большинство Язычников согласны с тем, что Викка - это современная реконструкция, даже если они обсуждают правдивость работы Гарднера. Некоторые называют современных Виккан Неовикканами, чтобы тем самым подчеркнуть, что не существует связи между творением Гарднера и средневековым ведьмовством, а также нет никакой связи с кельтами; за исключением того, что современные Виккане заимствовали и включили в свою веру. Здесь я должна отметить, что фактически существует много Виккан, которые открыто и напрямую говорят о молодости Викки, и также о беспорядке и дезинформации, окружающей ее происхождение. Многие из них информируют людей о Викке, ее происхождении и целях. Так Sl ainte (ура!) им! Как сказали бы кельты, это - благородная вещь, которой стоит улыбнуться.

Cead Mile Beannachtai ! 

Источники:

1. The World of the Druids, Miranda Green

2. The Druids, Peter Berresford Ellis

3. The Druids, Stuart Piggot

4. The Pickengill Papers-The Origin of the Gardnerian Craft, W.E. Liddell

5. Pagan Celtic Britain, Anne Ross

6. Dictionary of Word Origins, John Ayto

8. Never Again the Burning Times, Loretta Orion

9. Drawing Down The Moon, Margot Adler

10. The Celtic Tradition, Caitlin Matthews

12. The Celtic World, Miranda Green

13. Druid : Priest of Nature, Jean Markale

 ©1999 by Epona Perry